Видимо, меры по спасению тонущего отечественного автопрома продолжат свое действие. В первую очередь это касается сохранения пошлин на ввоз новых иномарок. Решение о введении 30% пошлины на ввоз автомобилей импортного производства было принято в конце 2008 года под влиянием мирового финансового кризиса и катастрофического снижения спроса на отечественные автомобили. И действие его было предусмотрено до 1 сентября 2009 года.
По данным газеты «Коммерсант», Минпромторг подготовил отчет, согласно которому благодаря введению этой пошлины, в стране увеличился спрос на автомобили российской сборки. То есть фактически тех же иностранных марок, но собранных на российской земле. В июне среди машин, проданных россиянам, 61% были собраны на заводах, находящихся на российской земле. А в январе 2009 года только 43%. В министерстве уверены, что благодаря высоким пошлинам на иномарки в России не так сильно сократились объемы производства, как могли бы. Удалось сохранить и почти 68 тысяч рабочих мест в автомобилестроении. Сейчас с учетом сокращения численности рабочих в ней занято 410 тысяч, а цифра могла бы упасть до 342,1 тысячи человек. Выпуск автомобилей в России также стал преобладать над количеством ввозимых новых иномарок. В январе было ввезено 31,2 тыс машин, собрано в России — 18,2 тыс. В июне импорт составил 37,2 тыс. единиц, а в стране собрано 58,8 тыс.
Еще одним аргументом в пользу продления действия решения о вводе 30% пошлин на ввозимые автомобили является то, что в первой половине 2009 году благодаря им увеличились платежи в бюджет на 2,7 млрд. руб. по сравнению с тем же периодом 2008 года. И это не смотря на то, что импорт уменьшился след за падением рынка на 58%. Пошлин от ввезенных подержанных иномарок было собрано меньше, чем в 2008, но разницу с лихвой покрыли сборы за новые иномарки.
Заседание Минпромторга по этому вопросу состоится только в конце августа. Прогнозов в самом министерстве пока не дают, но выводы более чем очевидны. Цифры здесь говорят сами за себя. Кроме того, Эльвира Набиуллина предложила президенту АвтоВАЗа Алешину написать письмо в министерство с просьбой продлить действие пошлин на ввозимые иномарки. Но Алешин сказал, что заводу это ни к чему.
Дилеры говорят, что спрос действительно сместился в сторону отечественных брендов. Но объясняют это девальвацией рубля и сокращением доходов населения. Продление пошлин может стимулировать дальнейших спрос на автомобили российской сборки, поскольку запасы 2008 закончатся. Для потребителей сокращение выбора иномарок – не лучший показатель выздоровления отечественного автопрома. Но часть россиян, задействованных в этом же автопроме, может попросту потерять работу, если автосборка встанет из-за снятия таможенных барьеров.