Ретроспектива: легендарные военные автомобили

ГАЗ-АА

Первым отечественным героическим автомобилем стал ГАЗ-АА – грузовик, созданный на базе американского Ford-AA еще в 1932 году. ГАЗ-АА выпускался на протяжении почти тридцати лет и служил практически во всех сферах, где требовалось использование грузовиков. В годы Великой Отечественной Войны родная «полуторка» спасала людей из блокадного Ленинграда, доставляла продовольствие и снаряды, перевозила бойцов и раненых.

Грузовик создавался по принципу – как можно проще и надежнее. Сейчас мощность его четырехцилиндрового мотора (40 л.с.) кажется просто смешной, но к началу Второй Мировой войны такой показатель был вполне приличным. Уже в те годы ГАЗ-АА оснащался четырехступенчатой механической коробкой передач и развивал скорость в 70 км/час. Хотя основой грузовика и стал Ford, его нельзя назвать полной копией – автомобиль был адаптирован к жестким условиям эксплуатации, ему усилили картер двигателя и рулевой механизм. Прозвище «полуторка» грузовик получил за грузоподъемность 1.5 тонны по заводским ТТХ. Но запас прочности отечественных комплектующих был так высок, что автомобиль, порою, нагружали до целых 3-х тонн!

К началу войны парк грузовых авто СССР состоял на 58.5% из ГАЗ-АА, а на базе этого трудяги выпускали самосвалы, автобусы, самую различную спецтехнику и даже полугусеничные автомобили. «Полуторка» стала самым массовым грузовиком Великой Отечественной Войны, всего таких авто было выпущено около 1 миллиона единиц. Вклад в дело Победы грузовика ГАЗ-АА не менее велик, чем у прославленной «тридцатьчетверки», ведь автомобиль трудился и на фронте, и в тылу, а кроме этого – еще и восстанавливал страну в послевоенные годы.

ГАЗ-69

Еще один интереснейший представитель семейства ГАЗ – советский «джип», ГАЗ-69. История его производства восходит к 30-м годам ХХ века, когда руководство СССР поставило задачу – создать надежный и тяговитый легковой автомобиль для нужд Красной Армии. Чтобы и личный состав перевозил, и медикаменты, боеприпасы, а при надобности – и небольшую пушку мог доставить. Естественно, в условиях бездорожья.

Серьезно приступить к работе над таким автомобилем на ГАЗе смогли только после окончания Второй Мировой войны и уже в 1949 году опытный образец ГАЗ-69 принял участие в показательном пробеге по бездорожью, где смог составить достойную конкуренцию ГАЗ-63 и ЗИС-151.

Конструктивно ГАЗ-69 «исповедует» традиции военных автомобилей СССР – как можно проще и максимально надежно. Советский «джип» состоит из прочной рамы, неразрезных мостов, раздатки и низкооборотистого тяговитого мотора. Доработанный двигатель от автомобиля М20 «Победа» (55 л.с.) невероятно живуч и имеет целых девять ремонтных размеров. Родной карбюратор К-22Д опытные автомеханики могли отрегулировать так, что на холостых оборотах мотор держал 400 об/мин. Да и «питался» двигатель ГАЗ-69 фактически любым бензином.

Родная КПП у автомобиля трехступенчатая. С ней внедорожник развивает 90 км/час. Постоянный мост у автомобиля задний, а передний можно подключать прямо на ходу, даже не выжимая сцепления. Подвеска простая и надежная. Мощные рессоры позволяют перевозить по полигону 76-мм орудие при полной загрузке – 8 человек или 2 человека плюс 500 кг. груза.

Выпускалось две модификации ГАЗ-69 – так называемая «командирская», четырехдверная, с наклонным тентом и пятью пассажирскими местами. А также грузопассажирская версия, с двумя дверями и расположенными вдоль бортов лавочками.

Удобный, маневренный, достаточно шустрый по трассе и высокопроходимый в отсутствие дорог с твердым покрытием, ГАЗ-69 быстро завоевал популярность, как в армии, так и «на гражданке». Прошло больше полувека, а «Бобики» до сих пор бегают и в российской глубинке, и в песках Африки, по лесным дорогам Кореи и Вьетнама. Их можно встретить в ретро-клубах автомобилистов и на джиперских «трофи».

За двадцать лет, пока в СССР производили ГАЗ-69, на его базе создавались автомобили для обслуживания аэродромов, однотонный ГАЗ-62 на 11 пассажиров, внедорожник-амфибия, автомобиль для обслуживания почты и даже мобильная ракетная установка, вооруженная ПТУРами. ГАЗ-69 экспортировали в 56 стран мира и производили по лицензии в Румынии и Северной Корее. В СССР всего было выпущено более 600 тысяч этих внедорожников.

lf
Автокритик - Все про Авто, критика и не только @ 2024