Популярность универсалов в России нельзя назвать высокой – по статистике в этом секторе продается наименьшее количество автомобилей. Однако, в последнее время заметна тенденция к росту покупательского спроса, особенно в сегменте «эконом» и «среднего» класса. Возросшему интересу к универсалам есть логичное объяснение: россияне уже почувствовали достоинства этих автомобилей и в первую очередь в семьях, где автомобиль только один. К такой «лошадке» предъявляются повышенные требования и вместительные универсалы соответствуют им лучше. Ведь машина в кузове универсал – это большой объем, экономичность, высокий уровень комфорта. Универсал многоцелевой: в нем и спортинвентарь всей семьи поместится (лыжи, санки), и стройматериалы можно перевезти, и новогоднюю елку доставить. Перспектива автомобилей в таком типе кузова для широких слоев населения России очевидна и стоит присмотреться к рынку универсалов внимательнее, в ценовой категории, скажем, до миллиона рублей.
Первым в списке предложений рассмотрим «Chevrolet Lacetti SW». Модель дебютировала в 2004 году и до сегодняшнего дня не претерпела изменений. Достаточно «скромный» автомобиль в плане интерьера и экстерьера. Дизайн не откровенно «пенсионерский», но и не современный. Явно среднее качество отделки салона в паре с «раритетной» полукруглой панелью не особенно радуют. Зато посадка и размещение органов управления вполне эргономичны для своего класса, объем багажного отделения 1410 литров, при сложенных задних сидениях. Салон достаточно просторный и пассажирам заднего ряда не тесно. Универсал предлагается с двумя вариантами двигателей – в 1.6 и 1.8 литра объемом, мощностью 109 и 122 л./сил соответственно, агрегатируемых исключительно с механической КПП. «Кореец» подкупает ценой — за 497,5 тысячи рублей авто неплохую комплектацию, вплоть до электропакета и 2-х «аирбэгов». Кондиционер, климат-контроль, литые диски и прочие опции доступны в более дорогих комплектациях.
Opel Astra Caravan – представитель немецкого автопрома, являясь последователем «Кадета», изготавливается в традициях предшественника. Экстерьер неплохой, но родство с Cadet очевидно. Салон: «по-немецки» вертикальная консоль управления достаточно эргономична, руль традиционный, на 3 спицы. Кресла с боковой поддержкой, удобные, но жестковаты. Объем багажного отделения в максимуме 1590 литров – довольно много, а вот места для пассажиров 2-го ряда маловато. Хочется отметить отличную управляемость автомобиля, но и о жесткой подвеске не сказать нельзя. На сегодняшний день Opel Astra Caravan предлагается с бензиновыми (1.6 л. при мощности 115 л./сил, 1.8 л. развивающий 140 л./сил) и дизельным (1.9 л.) моторами. Последний в различных вариантах выдает от 120 до 150 «лошадей» и агрегатируется с механической 6-ти ступенчатой КПП. Для бензиновых двигателей доступна 5-ти скоростная «механика», «робот» (для 1.6 л.) или 4-х ступенчатая АКПП (для 1.8 л.). По сравнению с Lacetti базовая комплектацие у «Опеля» богаче на кондиционер и плюс два «аирбэга», стоимость стартует от 619 000 рублей.
Peugeot 308 SW сменил в модельном ряде популярный 307 SW. Автомобиль довольно «свежий» — Pegeot 308 презентован в 2008 году, поэтому и экстерьер, и интерьер на уровне. Внешне авто добавило агрессивности, стремительности в линиях, увеличилось в габаритах (до 4.5 м.) и колесной базе (на 10 см.). Салон отделан добротными материалами и качественно. Приборная панель, руль и центральная консоль приняли более спортивный стиль. Блок управления климатом – как на авто премиум класса. Изюминка Peugeot 308 SW – панорамная крыша, доступна в опциях за 30 000 рублей и занимает целые 1,68 кв. метра. Максимальный объем багажного отделения аж 2149 литров – здесь «француз» единоличный лидер. У 308 SW масса вариантов размещения кресел, вплоть до установки дополнительных двух, превращающих авто в семиместный универсал. Под капотом у стильного «француза» бензиновый двигатель в 1.6 литра, разработанный совместно с BMW. В зависимости от комплектаций и агрегатируемых трансмиссий его мощность может быть 120, 140 и 150 л./сил. Предлагается на выбор 5-ти и 6-ти ступенчатая «механика» и 4-х диапазонная АКПП. Комплектации 308 SW богаче 307-й модели на навигационную систему, кожаный салон, встроенный ароматизатор, возможность установки до 7 «аирбэгов». Также можно заказать передний парктроник, прогрессивные биксеноновые фары и другие «навороты». Цены стартуют от 712 400.00 рублей.
Ford Focus Wagon – универсал, продающийся наравне с Ford Focus в других вариантах кузова. Такая популярность обусловлена неплохими ценами (от 592 тысяч рублей), обновленной внешностью и современными конструктивными решениями. Большой плюс Ford Focus Wagon – это независимая задняя подвеска, благодаря которой авто считается одним из лучших по управляемости в своем классе. Рестайлинг 2008 года обновил кузов и салон универсала, авто выглядит вполне современно. В салоне вполне просторно, у пассажиров заднего ряда места вполне достаточно. Отделка салона и центральная консоль также претерпели изменения, что несомненно освежило общее впечатление. Объем багажного отделения 1525 литров – хороший показатель. Выбор силовых агрегатов широк: от бензинового в 1.4 литра до 2.0 – 145-сильного. Базовой является механическая КПП, «автомат» можно заказать для модификаций с агрегатом мощностью 100 и 145 л./сил. В базе авто располагает электропакетом и водительской подушкой безопасности. В более дорогих комплектациях Ford Focus Wagon обеспечивается наборами автогаджетов и лучшей отделкой салона.
Корейский универсал Kia C’eed SW – по сравнению с хэтчбеком удлинился на 23,5 см. и все эти сантиметры приходятся на задний свес. Машина стала выглядеть несколько массивнее, но все же сохранила свой шарм, не превратилась в неуклюжее нечто. Отметим и оригинальное решение 5-й двери – ее петли заходят на крышу почти на 20 см., обеспечивая безопасное открывание на тесных парковках. Подвеску авто можно назвать несколько жестковатой. Салон производит двоякое впечатление: впереди все, как в стандартном Kia C’eed – достаточно удобные кресла, эргономичное управление и немного раздражающая подсветка приборной панели. А вот сзади C’eed SW очень просторен. Три взрослых человека размещаются свободно. Максимальный объем багажного отделения составляет 1300 литров. Линейка моторов корейского универсала включает бензиновые 1.4 , 1.6 и 2.0 литровые двигатели, а также дизельный агрегат в 1.6 литра объемом. КПП – «механика» и 4-х диапазонный «автомат» (только для бензиновых 1.6 и 2.0 моторов). Комплектации вполне щедрые и в базе, но ради климат-контроля, полного электропакета, подогрева сидений и прочих «изысков» стоит брать версию EX. В салонах Уфы цены стартуют от 652 900.00 рублей.
Skoda Fabia Combi – эдакий юркий универсальчик, авто для тех, кто не любит громоздкие машины и предпочитает экономные авто. Не смотря на скромные габариты, Fabia Combi выглядит неплохо и где-то даже агрессивно. Крупная головная оптика и массивная радиаторная решетка добавляют его облику решительности. Интерьер универсала в меру прост и лаконичен. Здесь на первом месте практичность. Для крупных людей Fabia Combi, скорее всего, не подойдет и это основной минус автомобиля. Сзади также места маловато, но багажный отсек приличный – 1180 литров в максимуме. А что качается положительных качеств – то это отличный обзор, эргономика управления и хороший выбор агрегатов: бензиновые моторы объемом 1.2, 1.4 и 1.6 литра. Машина комплектуется механической 5-ступенчатой КПП, для двигателя в 1.6 литра предусмотрен вариант установки АКПП. Минимальная стоимость Skoda Fabia Combi равна 499 000.00 рублей.
Skoda Octavia Combi – также имеет солидный максимальный объем багажного отсека. Он равен 1620 литрам. Обновленная Octavia Combi стала интереснее – благодаря новой оптике, объемной решетке радиатора, измененному бамперу. Обновленные указатели поворотов в зеркалах, боковые повторители, рельефность заднего бампера – также пошли в плюс. Салон изменился качественно: материалы панелей — лакированные, декоративные вставки по салону, измененные приборы и более интересная подсветка – все выглядит богаче и современнее. Системы «на борту» поддерживают мр3, имеется разъем для подключения внешнего устройства. Сидения удобные, с боковой поддержкой и активными подголовниками – уже в базе. Руль – от Skoda Superb. Все очень и очень неплохо. Вот только адаптированное шасси работает слишком жестко – уменьшенный ход подвески на серьезных ухабах создает не очень комфортные условия для пассажиров и водителя. Силовые агрегаты – на выбор четыре бензиновых мотора — 1.4 MPI, 1.6 MPI, 1.4 TSI, 1.8 TSI и турбодизель 2.0 TDI, агрегатируемые с 5- и 6-ступенчатой МКПП, а 1.4 и 1.8 также с 7-ступенчатой DSG с двойным сцеплением. SkodaOctavia никогда не была дешевым авто, вот и сейчас – ценовой диапазон составляет от 719 000.00 до 1 089 000.00 рублей.
Лада «Приора» — универсал, выпускаемый с мая 2009 года, и было бы ошибкой не включить ее в этот обзор. Внешность у «Приоры-универсал» особой элегантностью не отличается, стоит это признать. Представитель продвинутого «десятого» семейства ВАЗ все же не полноценная новая модель. Но некоторые нововведения радуют: наконец-то убрали с задней двери кормовые фонари, установили рейлинги с тремя креплениями и даже разработали новые легкосплавные диски. Экстерьер универсала аналогичен хэтчбеку: те же бархатные сиденья с претензией на наличие боковой поддержки, но с не совсем удачным профилем. Светотехника регулируется слева, приборная панель хорошо читаема, рулевая колонка имеет регулировку по углу наклона – жирный плюс. Центральная консоль располагает блоком климат-контроля, управлением датчиками дождя и света (опция доступна в люксовом варианте) и нишей под CD-DVD-плеер. Имеется электропакет – приводы зеркал и стеклоподъемников, управляемые с подлокотника водительского сидения. Места сзади маловато и при росте водителя и переднего пассажира выше среднего даже вдвоем на втором ряду будет тесновато. Багажный отсек со сложенными задними сидениями имеет объем в 777 литров – скромно. Двигатель все тот же – 1,6 л. 98 л/сил. Главный козырь – цена: от 327 000 рублей. Как эконом вариант для россиян.
К нашему хит-параду «универсалов до миллиона» можно добавить еще Citroen C5 Tourer и VW Passat Variant в самой недорогой комплектации, становящихся в ценовой ряд практически «в притирку». Обзор этих автомобилей мы проводить не будем, поскольку это «уже совсем другая история», но и не вспомнить о них, как о варианте для потребителя, нельзя.